Замминистра экономики Валерий Пятницкий — о введении пошлин на ввоз иномарок в Украину в 2012 году

Зaмминистрa экoнoмики Вaлeрий Пятницкий считaeтся глaвным спeциaлистoм пo oтнoшeниям Укрaины с ВТO и EС. Oн принaдлeжит к тoй кaстe профессионалов, которые востребованы при любой власти — просто потому, что никто другой не понимает лучше них, как и что делать.

Публикуем выдержку из интервью Валерия Пятницкого "Экономической Правде", касающееся ситуации вокруг спецпошлин на иномарки. 

…Именно при Порошенко дискуссия ожила, и с места сдвинулись также вопросы о повышении пошлин на импорт авто и нефтепродуктов. Многие считают, что первый вопрос не продвигался раньше, поскольку у Андрея Клюева, экс-вице-премьера и экс-министра не было собственного автомобильного бизнеса, а у Порошенко он есть.

По соглашению о защитных мерах существует 270 положенных дней для проведения расследования, не говоря о том, что расследование было продлено еще на 60 дней.

Более того, наши автомобилисты подавали свои заявки на разный тип расследования несколько раз, при разных министрах. Все зависит от качества этой подачи, обоснованности. На каком-то этапе выбрали период с 2008 года по 2010 год и решили сделать отдельное специальное расследование.

Обнаружились очень разнонаправленные тенденции. Если в 2008 году наблюдался сумасшедший рост продаж автомобилей при больших потоках импорта и объемах внутреннего производства, то 2009 год стал худшим по всем макроэкономическим показателям: и по объему продаж автомобилей, независимо от того, импортные они или отечественные, и по сокращению объемов внутреннего производства.

— И все же, именно при Порошенко Межведомственная комиссия завершила расследование, не говоря уже о том, что сам министр возглавил эту комиссию.

— Тот факт, что проведено расследование, подготовлено соответствующее решение, и оно принято, никак не связано с фигурой конкретного министра. Скажу больше: Порошенко никак не влиял на результаты работы комиссии.

Теория заговора в данном случае не работает. Да, министр экономического развития и торговли по закону является председателем этой комиссии, однако в ее состав входит еще 11 человек — по представителю от разных ведомств, тогда как, скажем, в предыдущей комиссии было пять или шесть человек от министерства.

— Автоимпортеры более категоричны. Они говорят, что решение комиссии о повышении пошлины обусловлено тем, что семья Порошенко владеет корпорацией "Богдан" — крупнейшего автохолдинга, производящего, в том числе автомобили с небольшими двигателями.

Значит, удорожание импортных авто повысит спрос на товары производства его семьи. Имеет ли эта точка зрения право на существование?

— Любая точка зрения имеет право на существование.

Это решение относится ко всем странам, не зависимо от того, производитель это или импортер, интересы у них переплетающиеся — меры вводятся против всех.

Если мой бизнес ориентирован на рынок России, то, принимая такое решение, я ставлю под угрозу свой бизнес? Да. Если мой бизнес ориентирован на Корею, ставлю ли я под угрозу свой бизнес? Да. И так далее. Именно поэтому история о мотиве Порошенко очень притянута за уши.

— Вы анализировали, как это решение скажется на бизнесе украинских автопроизводителей?

— С формальной точки зрения любой производитель может как пострадать, так и выиграть от этого решения.

— Как комиссия своим решением защитила внутренний рынок?

— Существует много факторов, которые наступили вследствие импорта той или иной продукции: падение внутреннего производства, сокращение занятости, падение доходов. В этом случае определяется, что нанесен ущерб той или иной отрасли.

— Вследствие импорта или вследствие кризиса?

— Фактор кризиса должен одинаково повлиять на всех производителей при прочих равных условиях. В этом случае все показатели должны быть относительными. Если же последствия кризиса оказали равное воздействие на всех, начинаем считать.

Может быть, импортеры и ставят под сомнение результаты комиссии, но европейцы, участники процесса, точно не ставят под сомнение вопрос нанесенного ущерба.

— По словам главы Ассоциации автоимпортеров и дилеров Олега Назаренко, Европейская ассоциация автопроизводителей, куда входят Mercedes, VW, Renault, Fiat, решила: если Украина введет спецпошлины, то европейцы через Еврокомиссию и ВТО будут отстаивать введение ответных санкций.

— Каких, например?

— Скажем, они могут ввести ограничение на экспорт автомобилей, произведенных в Украине и сократят долю поставок импортных авто к нам.

— То есть они нас накажут?

— Справедливо ответят нашему правительству, добившись от правительств европейских стран встречных мер по отношению к украинским производителям, и не только автомобильным. В результате пострадать могут металлурги, производители сельскохозяйственной продукции, химики.

— Могу сказать, что от европейцев пока никаких жалоб не поступало. Все это демонизация процесса. Никаких встречных санкций не будет.

— Почему вы так в этом уверены?

— Торговля ведется по устоявшимся правилам. Прежде чем утверждать, что мы что-то нарушили, это нужно доказать в рамках правил ВТО, через систему dispute settlement — урегулирования споров. До тех пор, пока не установлено, что я что-то нарушил, никто не имеет право голословно это утверждать. Нарушения нет.

Все наши действия четко согласуются с соглашением, и тут есть другая проблема.

В соглашении есть правила, прописанные однозначно, а есть так называемые серые зоны. Искусство торговли — научиться работать в рамках этих "серых зон". Если кто-то докажет, что мы что-то нарушили — не вопрос, мы это исправим. Более того, защитные меры постепенно становятся либеральнее и могут пересматриваться.

— Как на спецпошлины отреагирует Россия?

-Это нужно спрашивать у России.

— Не опасаетесь ли вы, что это повлияет на поставки ВАЗов?

— В России активно развивается выпуск целого ряда брендов на существующих мощностях. На них можно выпускать, скажем, Renault, а можно собирать ВАЗ. Если вы хотите расширить линейку производства в рамках инвестиционной программы, при действующих мощностях вам нужно сократить производство ВАЗов.

Однако вы можете поступить иначе и развернуть на существующих в Украине мощностях производство тех же ВАЗов. Сегодня наши мощности используются где-то на 25%. То есть эти ВАЗы могут собираються на соседнем рынке, не облагаясь никакими дополнительными пошлинами и не подпадая ни под какие санкции.

Таким образом, вы высвобождаете свои мощности для производства Renault и продолжаете сбор ВАЗов из комплектующих, которые вы производите у себя, а в кооперации с той стороной, где вы развернули производство авто.

Есть ли у вас необходимость в этом случае применять какие-то санкции? Ведь вы решили свою коммерческую задачу. Да, вы продаете не готовый автомобиль, а лицензию плюс комплектующие, но вы участвуете в получении прибыли от этого.

Если же вы снимете с производства ВАЗ и будете выпускать Renault, то вы просто потеряете все. Так что рассуждения о возможности встречных санкций со стороны России — теоретические.

— Не совсем. Вот только недавно завершилась "сырная война". Россия в качестве встречных мер на нежелание Украины подписывать выгодные для них газовые соглашения запретила ввоз украинских сыров, предъявив претензии к их качеству. Чем вам не торговые войны?

— В случае с "сырной войной" россияне ориентировались на вопросы так называемой рыночной доли. С другой стороны, решения в отношении украинских производителей сыра принимались российской стороной даже не в "серой зоне" ВТО, а в нарушение обязательств России в рамках ВТО.

Будем надеяться, что когда Россия вступит в ВТО, она будет выполнять свои обязательства. Все же "сырная история" и пошлины на авто — вещи разного порядка. Решение Межведомственной комиссии принято в рамках правил ВТО, тогда как "сырная война" — это манипулирование правилами технического регулирования.

— Почему до сих пор не опубликовано решение комиссии?

— Я же не член комиссии. Могу лишь сказать, что у комиссии нет никаких ограничений по сроку, когда ее решение может быть опубликовано. Как регуляторный нормативный акт, который касается изменения пошлин, это решение вступает в силу через тридцать дней с момента опубликования.

— Может ли решение комиссии измениться на этапе его подписания? СМИ писали, что может быть введено квотирование на отдельные модели импортных авто, и в рамках этих квот не будет применяться режим пошлин.

— "Никогда не читайте за обедом советских газет! А если никаких других больше нет, то никаких и не читайте", — советовал профессор Преображенский.

Не читайте "некоторые СМИ", одно из которых чаще других выдает набор фантазий. Авторы одной из заметок утверждают, что обладают копией некого документа о договоренностях между нами и европейцами, которого физически не существует.

— А у вас есть копия решения комиссии?

— Еще раз повторяю: я — не член комиссии. Оно существует в одном экземпляре.

— Вы можете гарантировать, что текст, который рано или поздно будет опубликован, не станет сюрпризом для производителей и импортеров авто, и суть его не изменится на этапе подписания?

— Надеюсь, что в этом решении ничего не изменится. Мы не занимаемся фальсификациями, а если что-то произойдет, этим займется комиссия. Это не значит, что комиссия не может менять решение, но произойти это может лишь после того, как будет опубликовано это. В любом случае вопросы — не ко мне.

Полный текст интервью В. Пятницкого "Экономической Правде"

 

Источник http://www.autoconsulting.com.ua/article.php?sid=24285

Комментарии

Оставить комментарий

21 апреля 2012 года Украинская Ассоциация Маркетинга провела очередной учебный день на Высших Курсах Повышения Квалификации Руководителей по маркетингу и продажам автобизнеса.

Перед слушателями курсов выступили — Генеральный Менеджер компании  IRS Group Ivan Lubarsky, Менеджер проекта компании Aegis media GMG Артем Сокол, директор департамента стратегического маркетинга и развития бизнеса корпорации "Богдан" Михаил Сокол, президент УАМ — преподаватель КНЭУ Ирина Лылык. На фото — снимок на память слушателей Высших Курсов УАМ и преподавателей 21 апреля 2012 года.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.