Чeлoвeчeствo изoбрeлo мнoгo спoсoбoв пeрeдaчи пoлeзнoй инфoрмaции и обучения. Условно их можно поделить на группы: образцы (шаблоны), алгоритмы (инструкции), логику (фундаментальные знания), тренинги (рефлексы).
ОБРАЗЦЫ не требуют особенных способностей для понимания, они наглядны и просты. Однако их правильное применение требует знаний из разряда «где, когда и в каких обстоятельствах какой из образцов следует применить». Подобно тому, как начинающий водитель вынужден изучить правила дорожного движения, образцы и шаблоны требуют ИНСТРУКЦИИ к применению. Обучение правилам применения шаблонов становится самостоятельной трудоемкой задачей.
АЛГОРИТМ, описание пошаговых действий, более экономно использует память сотрудника и усилия того, кто хочет этого сотрудника чему-то научить. Поэтому должностные инструкции, функциональные программы, описания бизнес-процессов часто пишутся в формате «Делай раз, делай два, делай три…».
ЛОГИКА действия, понимание его сути, наиболее универсальное знание. Зная формулу, например Δ,,(VPM)/E = Δ,,(Vi×,,Vm×,,(P0+P1+P2(s)+P2(b))×,,M)/E, вы всегда можете сделать правильный выбор наиболее эффективного действия – не важно, забыли вы о нем или никогда не знали. Обучение логике требует значительных усилий со стороны обучающего и обучаемого, а также некоторых способностей выше среднего у обучаемого.
ТРЕНИНГИ по сути есть нарабатывание опыта, рефлексов для закрепления знаний. Когда мозг и тело работают согласованно, достигается наилучший результат. ЗНАНИЯ, согласованные с ОПЫТОМ, рождают ощущение ПОНИМАНИЯ и ДОВЕРИЯ к переданным знаниям.
Долгие годы для образования сотрудников я использовал в основном АЛГОРИТМЫ и ЛОГИКУ (если сотрудник демонстрирует способности и желание ею овладеть). Однако новые задачи заставили меня внимательней присмотреться к такому инструменту как ШАБЛОН. И вот что я увидел.
Я вспомнил, как сам в 1994-1996 году учился маркетингу «в реальных боевых условиях», а приличных кафедр тогда в России не было. Все, что было в моем распоряжении – шаблоны медиапланов международного агентства GREY, рекламные брифы UPSA и SmithKline Beecham, несколько дней общения с Людмилой Уэллс из Университета Майами и ксерокс статьи о Customer Based Brand Equity, любезно предоставленной английским консультантом Ларри Хэмптоном. Конечно, потом было много книг, тренингов и семинаров, но первые шаги и первые результаты мною были достигнуты именно на пристальном изучении шаблонов и примеров.
ШАБЛОН может стать хорошим инструментом обучения, если сотрудник будет мотивирован ПОНИМАНИЕМ того, что в нем представлено. Подобно тому, как ребенка бросают в воду, чтобы он научился плавать, сотрудника «бросают» в задачу и кидают ему в воду нечто, что должно помочь ему выплыть. При этом сотрудник должен сам догадаться, как использовать этот инструмент. Если сотрудник справляется с этой задачей, он приобретает и знания, и опыт, причем практически БЕЗ ПОДСКАЗОК, т.е. без затрат на его обучение со стороны руководителя. А каким героем он себя ощущает! Ни одна лекция, ни один семинар гуру маркетинга не способен дать столько самооценки сотруднику, сколько дает успешное преодоление трудности.
Хороший шаблон должен содержать в себе реальный ОБРАЗЕЦ, который является по сути примером достигнутого результата, наглядно исключающим любые домыслы «о невозможности» решения задачи. Когда сотрудник пытается повторить, воспроизвести образец в своих конкретных условиях, он сталкивается со сходством и отличием ситуаций, думает об этом и в конечном итоге.
Шаблон также является и хорошим ТЕСТОМ компетентности сотрудника – поля, которые вызываются трудности в заполнении являются пробелами в знаниях, и подвигают сотрудника на дальнейшее изучение предмета именно в той области, в которой у него есть пробелы. Это намного эффективней, чем бесконечное хождение по обзорным маркетинговым экскурсиям.
В заключение хочу подчеркнуть, что сам по себе шаблон и пример не является гарантией результата (равно как и любой другой инструмент обучения). Многое зависит от того, насколько сотрудник умеет думать и понимать, насколько он мотивирован профессиональными знаниями. Вникая в шаблоны и примеры, читая инструкции, интересуясь дополнительной информацией по теме, любознательные, вдумчивые, сообразительные несомненно вырвутся в конкурентной гонке вперед, оставив далеко позади ленивых, ждущих, что кто-то им все разжует и положит в рот. И это будет глубоко справедливо.
С пакетами шаблонов и образцов для нужд маркетинга можно ознакомиться на портале SHOP.EXASORY.COM
Андрей Алексеев, руководитель «Структура Воды», эффективный действенный маркетинг, выпускник МФТИ, 18 лет в «большом маркетинге».
Источник http://www.structuravody.ru/exasory/sv-marketing-book.php?nid=13
Комментарии
Оставить комментарий
21 апреля 2012 года Украинская Ассоциация Маркетинга провела очередной учебный день на Высших Курсах Повышения Квалификации Руководителей по маркетингу и продажам автобизнеса.
Перед слушателями курсов выступили — Генеральный Менеджер компании IRS Group Ivan Lubarsky, Менеджер проекта компании Aegis media GMG Артем Сокол, директор департамента стратегического маркетинга и развития бизнеса корпорации "Богдан" Михаил Сокол, президент УАМ — преподаватель КНЭУ Ирина Лылык. На фото — снимок на память слушателей Высших Курсов УАМ и преподавателей 21 апреля 2012 года.