Россия, Украина, Беларусь. Статистика продаж автомобилей за первое полугодие 2011 года.

Aвтoмoбильный рынoк стрaн СНГ стрeмитeльнo нaбирaeт oбoрoты. Пo дaнным aнaлитичeскoй группы сaйтa http://autoconsultant.com.ua увeличeниe oбъeмoв прoдaж зa янвaрь-июнь 2011 нa aвтoмoбильнoм рынкe Рoссии увeличились нa 69,0% oтнoситeльнo аналогичного периода прошлого года. Уровень продаж на авторынке Украины за этот же период вырос на 34,5%, а в Беларуси по итогам шести месяцев зафиксировано увеличение количества регистраций на 88,8% относительно аналогичного периода 2010 года.



График 1. Динамика продаж новых иномарок и российских брендов в России в 2007-2011 годах.

www.atlant-m.ua



Автомобильный рынок в России развивался под влиянием двух факторов. С одной стороны, окончание программы утилизации привело к потере конкурентоспособности и падению продаж российских брендов. С другой стороны, хоть и вялые, но положительные темпы роста основных экономических показателей, относительный рост инвестиционной активности и  доходов населения, а, следовательно, рост потребительского спроса. На фоне постоянного обновления модельного ряда иномарок, становится особенно заметным отставание в сроках вывод на рынок новых российских авто. Как следствие, с декабря 2010 года объемы ежемесячных продаж иномарок увеличились приблизительно на 50 тыс. автомобилей, в то время как отечественные остались на том же уровне.



График 2. Динамика продаж новых иномарок в Украине в 2007-2011 годах.

www.atlant-m.ua

Украинский рынок автопродаж также демонстрирует позитивные результаты относительно прошлого и позапрошлого годов. Продажи по месяцам 2011 года по-прежнему существенно выше. Но, тем не менее, появляются некоторые тревожные симптомы. К примеру, в июне на украинском рынке зафиксировано определенная приостановка роста, и на графике 2011 года заметно как формируется своеобразное «плато». Установилось хрупкое равновесие, и развитие дальнейшей ситуации зависит от осторожности и выжидательной позиции, как импортеров, так и покупателей, оценивающих перспективы стабильности экономической ситуации.



График 3. Структура регистрации новых иномарок в Беларуси по месяцам в 2010-2011 годах.



www.atlant-m.ua

Ситуация на автомобильном рынке Беларуси развивается по своеобразному сценарию. С одной стороны, экономическая ситуация в стране ухудшается. Ужесточение условий кредитования, сворачивание госпрограмм, ухудшение финансового состояния предприятий негативно влияют на инвестиционные процессы; третий месяц продолжается падение темпов роста промышленного производства; девальвация резко уменьшила доходы населения. В то же время, из-за потребительского бума, в силу разных причин, в том числе и льготных таможенных пошлин для физических лиц, за период март – май этого года, регистрации автомобилей существенно увеличились. 

Дальнейшее развитие событий эксперты оценивают негативно. Участники рынка встревожены заявлениями властей о жестком контроле валютных потоков на безналичном рынке, и в рознице. Продолжается отток долгосрочных депозитов населения, резко ухудшается структура денежной массы – возрастает доля наличных денег, депозитов до востребования и остатков на счетах при уменьшении долгосрочных вкладов.

График 4. Структура регистрации новых иномарок в Беларуси по итогам I полугодия 2010-2011 годах.

www.atlant-m.ua

Существенно на состояние авторынка Беларуси может повлиять отмена с 1 июля 2011 года льготных таможенных пошлин для физических лиц. Очевидно поэтому, накануне отмены, в июне был зафиксирован рекорд по регистрациям новых автомобилей, примерно две трети которых пришлись на «серый» ввоз. В целом же за  6 месяцев «серый» ввоз составил около 55% всех регистраций. Эксперты авторынка впрочем, прогнозируют, что «серый» ввоз не будет прекращен полностью. Для отдельных категорий машин (например, дорогие машины или малолитражки в возрасте до 3 лет, а в некоторых случаях до 5 лет) в нынешних искаженных экономических условиях привлекательность импорта по ставкам для физических лиц, а также импорта юридическими лицами, не являющимися официальными дилерами, может сохраниться. Тем не менее, структура продаж на фоне общего их падения будет перераспределена в пользу официальных дилеров.

График 5. Объемы продаж новых иномарок в I полугодии 2006-2011 годов в России.



www.atlant-m.ua



Анализируя общие итоги продаж новых иномарок, в том числе и авто местной сборки, в России в первом полугодии текущего года можно отметить, что этот период довольно успешный относительно аналогичного периода 2006-2010 годов, за исключением пикового 2008 года. Уровень продаж иномарок превышает уровень 2006 года вдвое, 2007 — на 21,0%, 2009 – на 58,9%, 2010 – на 69,0%. По сравнению с I полугодием 2008 года российский рынок автопродаж меньше на 18,9%.

График 6. Объемы продаж новых иномарок в I полугодии 2006-2011 годов в Украине.

www.atlant-m.ua



В Украине ситуация на рынке продаж новых иномарок существенно отличается. Хотя уровень продаж первого полугодия 2011 года несколько превысил аналогичные показатели 2009 и 2010 годов, продажи еще не достигли докризовых уровней 2006 – 2008 годов. Так, уровень продаж шести месяцев текущего года меньше показателей первой половины 2006 года на 23,7%, 2007 – на 53,8%, 2008 – на 69,9%. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года рост продаж составил +10,4%, 2010 — +34,5%.

График 7. Объемы продаж новых иномарок в РФ и Украине в I и II кв. 2011 года и во II кв. 2010 года.

www.atlant-m.ua



Анализируя ситуацию на рынке автопродаж в России и Украине во II квартале 2011 года, необходимо отметить некоторую схожесть, в общих чертах, развития рынка. Как в России, так и в Украине показатели продаж во втором квартале текущего года превышают аналогичные показатели 2010 года. Прирост продаж в России составил +62,8%, в Украине — +38,7%. Единственным различием есть то, что показатели продаж первого квартала этого года по отношению ко второму кварталу прошлого года отличаются. Если в России зафиксирован рост продаж (+14,2%), то в Украине рынок продаж в первом квартале этого года только достиг уровня второго квартала прошлого года. 

График 8. Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в России по отношению к соответствующему периоду предыдущего года.

www.atlant-m.ua

График 9. Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в Украине по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

www.atlant-m.ua



Наглядно демонстрируют поквартальные темпы прироста российского и украинского рынков в 2007-2011 годах представленные выше диаграммы. Во-первых, можно отметить существенное различие в уровнях падения продаж во времена мирового кризиса. Если в России дно продаж зафиксировано в третьем квартале 2009 года и падение уровня продаж составило -59%, то украинский авторынок достиг дна во втором квартале 2009 года, достигнув отметки -78%. Соответственно, российский рынок и выходил из кризиса сравнительно легче. Во втором квартале 2010, послекризисного года, зафиксирован рост продаж +20%, тогда как в Украине этот показатель — +6%. Продолжительность кризиса на рынке продаж новых авто в обеих странах одинакова и составляет шесть месяцев. 

График 10. Объемы регистрации новых иномарок в I половине 2006 — 2011 годов в Беларуси.

www.atlant-m.ua



Ситуация на автомобильном рынке внешне схожа с российской. Единственным существенным различием, кроме натуральных объемов, есть то, что объемы продаж в первой половине 2011 года зафиксированы на отметке превышающей аналогичный показатель 2008 года (+8,5%). О причинах такого роста отмечалось выше. Сравнительно с аналогичными периодами 2006 – 2010 годов зафиксированы следующие показатели продаж. Объемы продаж за шесть месяцев 2011 года превышают этот показатель 2006 года почти втрое, 2007 — +37,7%, 2008 — +8,5%, 2009 — +34,0%, 2010 – 88,8%.



Таблица 1.ТОП-20 продаж новых иномарок в России в разрезе отдельных брендов по итогам I пол. 2011 года.

www.atlant-m.ua



За первое полугодие 2011 года было реализовано 1235,4 тыс. Новых легковых автомобилей, из них почти 857,5 тыс. иномарки. В рейтинге ТОП-20 за прошедший период произошли некоторые изменения. На первое место со второго переместился Renault (прирост продаж по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составил +76,0%). Kia переместилась с первого на третье место, пропустив вперед Hyundai (+91,5%). Можно отметить успех Nissan, сумевшей за отчетный период переместиться с 8-й позиции рейтинга на четвертую, нарастив продажи на 119,0%. Неудачно сработал Ford, покинувший 3-ю строчку рейтинга и скатившись на 7-ю позицию.

График 11. Динамика продаж отдельных марок в России в I пол. 2011 года.

www.atlant-m.ua



Хотя все марки входящие в ТОП-20, нарастили объемы продаж, не все из них достигли среднерыночного уровня (74,17%). На диаграмме наглядно показано, что из японских брендов только Suzuki не достигла уровня рынка, все остальные «японцы» распределились в верхней зоне. Представители так называемой «немецкой премиальной группы» — Mercedes и BMW, оказались в нижней зоне, не достигнув уровня рынка.

Таблица 2. ТОП-20 II квартала 2011 г. с I кварталом 2011 года.



www.atlant-m.ua

Анализ ТОП-20 рейтинга брендов в сравнении результатов продаж первого и второго кварталов текущего года показал следующие тенденции распределения рынка между марками. Практически все марки входящие в ТОП-20 во II квартале 2011 года по отношению к предыдущему кварталу, кроме Mazda (-11%), показали существенную положительную динамику. В верхней части рейтинга по-прежнему удерживаются модели нижнего и среднего ценового сегмента от Hyundai, Kia и Renault. При этом, лидировавший в I квартале Renault, сместился на 2 место, пропустив вперед Hyundai. Также существенный прирост продемонстрировали Chevrolet-DAT (+81%), Ford (+56%), VW (+66%), Opel (+50%), BMW (+53%), Audi (+66%). Продолжают удерживаться в ТОП-20 марки «немецкой премиальной тройки» — Audi, Mercedes и BMW.

График 12. Динамика продаж отдельных марок в России во II кв. 2011 года.

www.atlant-m.ua



На диаграмме представлены марки ТОП-20 показавшие наибольший прирост продаж в России по итогам II кв. 2011 года относительно предыдущего квартала. Заметно, что Mitsubishi, занимавшая верхний уровень по итогам первого квартала, по результатам продаж во втором опустилась ниже уровня рынка. Улучшили свои позиции Audi, Mercedes и BMW. Сразу пять японских брендов — Mitsubishi, Suzuki, Mazda, Hyundai и Nissan, слетели на нижние позиции.

Таблица 3. ТОП-10 наиболее продаваемых в РФ моделей иномарок во II квартале 2011 года.

www.atlant-m.ua



В целом, как и ранее в ТОП-10 самых продаваемых моделей входят в основном машины B и С классов. По сравнению с предыдущим кварталом лидерство на российском рынке захватила модель Hyundai Solaris (+196,8%), оттеснив предыдущего фаворита Renault Logan на второе место. Среди успешных моделей можно назвать две модели от Chevrolet – Lacetti (+56,5%) и  Aveo (+100,7%), вошедших в десятку лучших по итогам продаж второго квартала. Неудачники этого периода – Daewoo Nexia, Chevrolet Niva, Volkswagen Polo и Ford Focus, переместившиеся на позиции ниже. 

Таблица 4. TOП-20 продаж новых иномарок в Украине в разрезе отдельных брендов по итогам I пол. 2011 года.

www.atlant-m.ua

По итогам I полугодия 2011 года относительно аналогичного периода прошлого года большинство марок ТОП-20 продемонстрировали положительную динамику. Только у Chery, Mazda и Mitsubishi зафиксировано падение продаж: -52,7%, -37,1% и -4,7%, соответственно. Как и в прошлом году, лидерство на рынке Украины сохранила марка Hyundai (+68,9%). Во многом удержаться на первом месте помог фактор местной сборки, и неоднократные акции по снижению цен. На 2 место вышла Toyota (+68,6%), перескочив с 6-й позиции. Практически, только первая позиция осталась нерушимой. В остальном положение брендов в рейтинге претерпело существенные изменения.

График 13. Динамика продаж отдельных марок в Украине в I пол. 2011 года.



www.atlant-m.ua

Диаграмма наглядно показывает, что при уровне рынка 46,9% только две марки – Peugeot и Daewoo показали существенный результат. Остальные бренды почти одинаково нарастили объемы продаж. В истекшем периоде лучше рынка в целом выглядел премиум-сегмент — рост на 39% против 35%, с объемом продаж 4646 автомобиля. Прирост продаж показали Lexus — +24%, Mercedes-Benz — +21%, что позволило им войти в ТОП-20, но впрочем, не позволило выйти за уровень рынка. Нарастили продажи также BMW (+43%), Audi (+60%) и Land Rover (+24%). Однако этого прироста продаж не было достаточно для получения места в 20-е лучших.

Таблица 5. ТОП-20 наиболее продаваемых марок во II квартале 2011 года в Украине.

www.atlant-m.ua



Анализ ТОП-20 выявил следующие тенденции на рынке продаж: все бренды ТОП-20 за исключением Lexus во II квартале 2011 года по сравнению с предыдущим кварталом показали положительную динамику продаж. Лидерство сберег Hyundai (6300 проданных авто). Собственно, двойной перевес этого «японца» над ближайшим конкурентом дает все основания для предположения, что и в дальнейшем ситуация не изменится. Существенно активизировался Ford, который переместился с 9-го на 7-е место. Можно отметить также BMW, вошедшего в ТОП-20, заменив Suzuki.



График 14. Динамика продаж отдельных марок в Украине во II кв. 2011 года.

www.atlant-m.ua



Графическое отображение динамики продаж по отдельным брендам указывает на существование проблем у японских брендов – Lexus, Mazda, Honda и, к сожалению, Nissan. Динамику хуже рынка также показала Toyota.

Таблица 6. ТОП-10 наиболее продаваемых автомобилей Украины во II квартале 2011 года.

www.atlant-m.ua



Как и в России, среди лидеров в основном недорогие автомобили классов B и C (по европейской классификации). Необходимо отметить успешный старт нового Hyundai Accent/Solaris, вышедшего на рынок продаж во втором квартале, и сходу занявшего вторую позицию в десятке лучших. Также заслуживает похвалы Ford Focus переместившийся с 14-й на 7-ю позицию.

Комментарии

Оставить комментарий

21 апреля 2012 года Украинская Ассоциация Маркетинга провела очередной учебный день на Высших Курсах Повышения Квалификации Руководителей по маркетингу и продажам автобизнеса.

Перед слушателями курсов выступили — Генеральный Менеджер компании  IRS Group Ivan Lubarsky, Менеджер проекта компании Aegis media GMG Артем Сокол, директор департамента стратегического маркетинга и развития бизнеса корпорации "Богдан" Михаил Сокол, президент УАМ — преподаватель КНЭУ Ирина Лылык. На фото — снимок на память слушателей Высших Курсов УАМ и преподавателей 21 апреля 2012 года.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.