Украина. Обзор ситуации на автомобильном рынке Украины и пути выхода из кризиса в марте 2010 года

Пoкa oтeчeствeнныe aвтoзaвoды ищут рeцeпты выxoдa из кризисa, прoизвoдствo и прoдaжи в oтрaсли упaли дo урoвня 10-лeтнeй дaвнoсти. Eдинствeннoй «oтдушинoй» oстaeтся экспорт, однако с марта 2010 г. перспективы сбыта легковых автомобилей на основном рынке сбыта – российском – существенно ухудшились.

 

Беспрецедентное снижение уровня производства украинских автомобилей на 84% в прошлом году не стало пределом. В нынешнем году объем авторынка сократится, по сравнению с 2009 г., еще на 25-30%.

 

В январе-феврале 2010 г., по данным ассоциации «Укравтопром», производство автомобильных средств сократилось на 54% по сравнению с АППГ. Вплоть до сентября, прогнозируют аналитики авторынка, объемы производства будут ниже, чем за те же месяцы прошлого года.

 

Объемы продаж автомобилей за первые два месяца 2010 г. года также хуже самых пессимистичных прогнозов. Так, в январе было продано всего 7,6 тыс. легковых автомобилей – втрое меньше, чем в том же месяце прошлого года. При том, что ранее прогнозировались продажи на уровне не менее 11 тыс. единиц в месяц. А месячный минимум прошлого года составил 10 тыс. автомобилей. «Рынок опускается к уровню 2000 года», – отмечают в ассоциации «Укравтопром».

 

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

 

Сами автопроизводители считают, что в нынешней ситуации ключевую роль в поддержке отрасли должно сыграть государство, однако системной помощи автопроизводители до сих пор так и не получили. Их просьбы о введении льгот для покупателей и самих производителей, а также ограничительных пошлин на импорт остались без внимания чиновников.

 

Фактически проваленными оказались попытки поддержать ряд отечественных автозаводов за счет госзаказа. Напомним, в ноябре прошлого года правительство приняло постановление о закупке 638 автобусов в рамках программы «Школьный автобус» у корпораций «Богдан» и «Эталон», автомобильного завода «Анто-Рус» и ЗАЗа на сумму 150 млн. грн. Тогда же, в ноябре, Запорожский автозавод получил правительственный заказ на производство автомобилей Chery для инвалидов на сумму $400 млн., а компания ТДЦ-Авто – на импорт китайских машин скорой помощи JAC на сумму $100 млн. Отметим, что и ЗАЗ, и ТДЦ-Авто входят в состав корпорации «Укравто», совладельцем которой является Тариэл Васадзе – народный депутат фракции БЮТ

 

Процесс закупки школьных автобусов не продвинулся дальше постановления Кабмина – денег на автобусы производители не получили, поскольку госбюджет на 2010 г. не принят. Постановление о закупке автомобилей для инвалидов и машин скорой помощи отменила сама Тимошенко в последний день своего пребывания на посту премьер-министра.

 

Скорее всего, что новое правительство отменит или кардинально откорректирует обе программы, предоставив заказы другим производителям. А новые госзаказы могут получить уже другие автопредприятия, собственники которых более близки к новой власти. Например, компания «Автоинвестстрой» или компания «Еврокар». Совладелец первой Дмитрий Святаш и Василий Горбаль, имеющий интересы во второй, – члены Партии регионов.

 

Пока отечественные автозаводы ищут рецепты выхода из кризиса, производство и продажи в отрасли упали до уровня 10-летней давности. Единственной «отдушиной» остается экспорт, однако с марта 2010 г. перспективы сбыта легковых автомобилей на основном рынке сбыта – российском – существенно ухудшились.

 

Беспрецедентное снижение уровня производства украинских автомобилей на 84% в прошлом году не стало пределом. В нынешнем году объем авторынка сократится, по сравнению с 2009 г., еще на 25-30%.

 

В январе-феврале 2010 г., по данным ассоциации «Укравтопром», производство автомобильных средств сократилось на 54% по сравнению с АППГ. Вплоть до сентября, прогнозируют аналитики авторынка, объемы производства будут ниже, чем за те же месяцы прошлого года.

 

Объемы продаж автомобилей за первые два месяца 2010 г. года также хуже самых пессимистичных прогнозов. Так, в январе было продано всего 7,6 тыс. легковых автомобилей – втрое меньше, чем в том же месяце прошлого года. При том, что ранее прогнозировались продажи на уровне не менее 11 тыс. единиц в месяц. А месячный минимум прошлого года составил 10 тыс. автомобилей. «Рынок опускается к уровню 2000 года», – отмечают в ассоциации «Укравтопром».

 

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

 

Сами автопроизводители считают, что в нынешней ситуации ключевую роль в поддержке отрасли должно сыграть государство, однако системной помощи автопроизводители до сих пор так и не получили. Их просьбы о введении льгот для покупателей и самих производителей, а также ограничительных пошлин на импорт остались без внимания чиновников.

 

Фактически проваленными оказались попытки поддержать ряд отечественных автозаводов за счет госзаказа. Напомним, в ноябре прошлого года правительство приняло постановление о закупке 638 автобусов в рамках программы «Школьный автобус» у корпораций «Богдан» и «Эталон», автомобильного завода «Анто-Рус» и ЗАЗа на сумму 150 млн. грн. Тогда же, в ноябре, Запорожский автозавод получил правительственный заказ на производство автомобилей Chery для инвалидов на сумму $400 млн., а компания ТДЦ-Авто – на импорт китайских машин скорой помощи JAC на сумму $100 млн. Отметим, что и ЗАЗ, и ТДЦ-Авто входят в состав корпорации «Укравто», совладельцем которой является Тариэл Васадзе – народный депутат фракции БЮТ

 

Процесс закупки школьных автобусов не продвинулся дальше постановления Кабмина – денег на автобусы производители не получили, поскольку госбюджет на 2010 г. не принят. Постановление о закупке автомобилей для инвалидов и машин скорой помощи отменила сама Тимошенко в последний день своего пребывания на посту премьер-министра.

 

Скорее всего, что новое правительство отменит или кардинально откорректирует обе программы, предоставив заказы другим производителям. А новые госзаказы могут получить уже другие автопредприятия, собственники которых более близки к новой власти. Например, компания «Автоинвестстрой» или компания «Еврокар». Совладелец первой Дмитрий Святаш и Василий Горбаль, имеющий интересы во второй, – члены Партии регионов.

Нет пока оснований надеяться и на быстрое возобновление действия такого механизма поддержки отрасли, как автокредитование. Кредиты на покупку автомобилей сейчас выдают не больше 3 банков. В основном, покупателей кредитуют автодилеры за счет собственных средств. А ведь в течение четырех докризисных лет активное банковское кредитование было одним из ключевых факторов, поддерживавших бурное развитие отечественного автопрома. В тот период 50-70% автомобилей покупались за счет займов. В кризисном 2009 г. только 5% легковых автомобилей, 4% автобусов и 1% грузовых авто были куплены в кредит. По мнению советника президента Ассоциации украинских банков Алексея Куща, до конца года возобновят автокредитование еще несколько банков, а системное автокредитование возобновится не раньше, чем через 2 года.

 

Заграница не поможет?

 

В таких условиях самые большие чаяния отечественные автопроизводители возлагают на внешний рынок. «Экспорт сегодня – это чуть ли не единственная возможность для автопредприятий выжить в условиях тотального сокращения внутреннего рынка», – утверждает президент ассоциации «Укравтопром» Михаил Резник. Так, АвтоКрАз в прошлом году 73% продукции продал за рубежом. ЛАЗ, который в прошлом году не произвел ни одной единицы продукции, в конце прошлого года заключил контракт на поставку в течение 2010 – 2011 гг. 84 автобуса в Македонию. Корпорация «Богдан» планирует экспортировать около 70% из автобусов и троллейбусов, которые она произведет в нынешнем году, и часть легковых автомобилей.

 

Судя по тому, что «Богдан» заявил об увеличении производства автобусов и троллейбусов в этом году в 2,2 раза и легковых авто – в 1,5 раза, она возлагает на зарубежные рынки много надежд. А корпорация «Эталон» рассчитывает продать за границей 35% выпущенной в этом году продукции.

 

Практически все украинские производители делают ставку на российский рынок. Например, АвтоКрАЗ в конце 2009 г. завершил сертификационные испытания в России двух новых марок автомобилей, а в январе этого года продлил срок действия «Одобрений типа транспортных средств» на 10 моделей своих автомобилей до конца 2011 года. «УкрАвто» летом прошлого года наладила поставки в Россию Lanos под брэндом ЗАЗ Chance. «Эталон» в начале года уже поставил первую партию автомобилей в Россию. Корпорация «Богдан» в феврале нынешнего года начала экспортировать в Россию автомобили «Богдан-2110», «Богдан-2111» и «Богдан-2310», собранные по лицензии АвтоВАЗа.

 

Однако закрепиться на российском рынке украинским производителям будет проблематично. В марте там вступила в силу полугодичная программа стимулирования продаж новых легковых автомобилей за счет утилизации старых машин. Владелец автомобиля, который был выпущен не позже 1999 г. и имеет массу не более 3,5 тонн, сможет обменять его на новое авто российского производства со скидкой 50 тыс. рублей. На реализацию программы выделено более 11 млрд. руб. Эти средства позволят российским автопроизводителям обеспечить продажи по сниженной цене около 200 тыс. авто. Поэтому украинские компании будут вынуждены осваивать другие рынки. http://www.ugmk.info

Комментарии

Оставить комментарий

21 апреля 2012 года Украинская Ассоциация Маркетинга провела очередной учебный день на Высших Курсах Повышения Квалификации Руководителей по маркетингу и продажам автобизнеса.

Перед слушателями курсов выступили — Генеральный Менеджер компании  IRS Group Ivan Lubarsky, Менеджер проекта компании Aegis media GMG Артем Сокол, директор департамента стратегического маркетинга и развития бизнеса корпорации "Богдан" Михаил Сокол, президент УАМ — преподаватель КНЭУ Ирина Лылык. На фото — снимок на память слушателей Высших Курсов УАМ и преподавателей 21 апреля 2012 года.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.