Автомобили и кризис: украинский вариант

Мирoвoй финaнсoвый кризис нe сбaвляeт oбoрoты, eгo пoслeдствия прoчувствoвaл мирoвoй aвтoпрoм в цeлoм и отечественный в частности. Основной показатель — уровень продаж авто — с октября 2008 года начал поступательное движение вниз. Положительная динамика роста продаж последних лет сошла на нет и, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, делать прогнозы относительно развития автомобильного бизнеса страны в долгосрочной перспективе никто не решается.

Впрочем уже сейчас понятно, что о росте объемов продаж, к которому за последнее время успели привыкнуть автотрейдеры, в ближайшем будущем придется забыть. Большинство из них уже сейчас пересматривают планы продаж на 2009 год в сторону уменьшения, сконцентрировав свое внимание на удержании завоеванной доли рынка.

 Объемы продаж: несбыточные планы  Учитывая крайне негативные тенденции на автомобильном рынке, украинские автоимпортеры в начале года фиксируют сокращение потребительского спроса на автомобили в 2-3 раза, сетуя на общее снижение покупательной способности населения, прекращение банками кредитных программ, ослабление национальной валюты и политическую неопределенность.Если в 2008 году, по оценкам экспертов, объем украинского авторынка превысил цифру в 600 тыс. реализованных новых авто, то в 2009 году, по самым оптимистичным прогнозам автоимпортеров, рынок сократится как минимум в 2 раза. В то же время аналитики из "Erste Bank" уверяют, что объемы продаж автомобилей в 2009 году сократятся на 30-35%. Причем только 10% из продаваемых авто будут финансироваться за счет банковских кредитов.

 По словам генерального директора "Ниссан Мотор Украина" Андрея Нестеренко, планы продаж, заявленные на 2008 финансовый год официальным импортером и дистрибутором "Nissan" и "Infiniti" в Украине, выполнены не будут. "По итогам финансового года, который заканчивается в конце марта, недовыполнение составит около 25%", — отмечает А.Нестеренко. "Согласно сложившейся ситуации, планы продаж на этот год действительно пересмотрены, — отмечает директор департамента маркетинга и рекламы компании "Торговый дом "НИКО" (официальный импортер "Mitsubishi Motors" в Украине) Ярослав Вовк. — При этом, согласно нашим прогнозам, падение продаж (автомобилей "Mitsubishi", — ред.) будет не столь значительным, как падение рынка в целом".

По мнению импортера "Mitsubishi Motors", падение общего рынка в I полугодии 2009 года составит до 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "А во втором полугодии, мы надеемся, произойдет определенное оживление рынка из-за возобновления потребительского кредитования", — добавляет он. 

Для "Хонда Украина" экономический кризис остро проявился в ноябре прошлого года. По словам бренд-менеджера Виктора Должанского, компания это смогла почувствовать на себе, зафиксировав более чем трехкратное падение продаж, несмотря на поставленный рекорд месячных продаж в декабре. Кроме того, импортер не ожидает больших объемов продаж, особенно в первые месяцы этого года.

"Причина очевидна, — указывает В.Должанский. — Это практическая невозможность кредитования для большинства покупателей и огромный скачок гривневых цен, вызванный, с одной стороны, курсовыми колебаниями, а с другой — увеличенными обязательными платежами, введенными недавно: акцизным сбором, новым транспортным сбором. Если же вступит в силу предлагаемая Верховной Радой дополнительная пошлина, продажи будут стремиться к нулю".

 Удержать долю рынка В стремлении выйти по итогам года на более или менее приемлемые показатели относительно заявленных на 2008 год планов, а также максимально распродать затоваренные склады, автотрейдеры активизировали все инструменты, имеющиеся в их распоряжении. Так, сегодня большинство трейдеров предлагают специальные цены на авто, выпущенные в 2008 году. При этом многие мобилизируют собственные финансовые ресурсы для осуществления кредитования покупок авто. 

Впрочем, проанализировав объективные тенденции на финансовом и автомобильном рынках Украины, многие автоимпортеры заявили о том, что в 2009 году сосредоточатся на максимальном удержании доли рынка, завоеванной в прошедшие годы. 

Акцент с продаж автомобилей постепенно переносится на сферу обслуживания потребителей. Для этого компании сконцентрировались на развитии послепродажного сервиса, разнообразных программах лояльности, предоставлении услуг лизинга."Мы определенно не сможем улучшить ситуацию для покупателей в ценовой плоскости. Это связано с факторами, на которые мы не влияем. Курсовые колебания, вводимые правительством дополнительные сборы слишком значительны. Но остается еще простор для совершенствования в качественной плоскости, причем это касается как качества продаж, так и качества сервиса", — отметил В.Должанский.

Кроме развития программ лояльности и повышения качества обслуживания автомобилей, компания "АвтоКапитал", осуществляющая продажи в Украине автомобилей марки "Mercedes-Benz", проводит переговоры с концерном "Daimler AG" о возможности предоставления своим клиентам прямого финансирования. "Речь идет о кредитах сроком на 4-5 лет по адекватным процентным ставкам", — отметил генеральный директор "АвтоКапитал" Виктор Степаненко.В корпорации "АИС" также не отступают от общерыночных тенденций. "Наша антикризисная программа направлена на то, чтобы сохранить эффективно работающую бизнес-структуру, и в столь сложные времена получать, тем не менее, прибыль, — подчеркивают в "АИС". — Мы планируем активизировать и оптимизировать бизнес-процессы, обеспечив максимальные объемы продаж с одновременным уменьшением затрат. И сохранить постоянство поступления денежных средств не только от продажи автомобилей, а и от сопутствующих продаже машин сервисов: услуг СТО, продажи запасных частей, работы финансовых компаний".Компания "ViDi Group" планирует в 2009 году компенсировать спад продаж новых автомобилей за счет реализации автомобилей с пробегом, а также реализации услуги Trade-in. По словам генерального директор "ВиДи Авто Менеджмент Групп" Артема Ткаченко, структура украинского авторынка приобретает европейский формат, в соответствии с которым 50% продаж приходится на авто с пробегом и 50% — на новые.

 "Спад продаж в 2009 году полностью компенсирует реализация автомобилей с пробегом. Кроме того, в текущем году большое количество авто поступит на вторичный рынок в результате возврата банкам "кредитных" автомобилей. Планируется заключение договоров на реализацию находящихся в залоге автомобилей, возвращаемых в банки неплатежеспособными заемщиками", — резюмировал А.Ткаченко.

 Акцизный "пресс"Пока кризисные явления в экономике не утратили своей силы, автоимпортеры заняли выжидающую позицию до момента четкого определения законодательной базы функционирования автомобильного рынка страны.

 Однако игроки рынка в один голос твердят, что подписанный Президентом Закон о повышении акцизных сборов, вступивший в силу с 10 января 2009 года, прежде всего скажется на цене автомобилей с большим объемом двигателя: на некоторые модели ставка акцизного сбора увеличилась в 10 раз. Это законодательное изменение повлечет за собой соразмерное повышение стоимости автомобилей, которые будут растаможены уже после начала действия Закона.

По мнению генерального директора "Авто Интернешнл" Елены Дуниной, для автомобилей с объемом двигателя до 2,2 л (бензин) и до 2,5 л (дизель) цена вырастет на 1,5-2%. Автомобили с объемом двигателя более 2,2 л (бензин) и 2,5 л (дизель) подорожают на 5%-6%.

 В то же время, если вступит в силу Закон N3379 ветированный Президентом Виктором Ющенко и предусматривающий введение 13% надбавки к существующей пошлине, вернется ситуация, которая сложилась в Украине до вступления в ВТО (тогда размер пошлины составлял 25%). В этом случае цены на импортные автомобили повысятся в среднем на 20%", — отмечает Е.Дунина. Денис КАЦИЛО

ИСТОЧНИК biz.liga.net

Комментарии

Оставить комментарий

21 апреля 2012 года Украинская Ассоциация Маркетинга провела очередной учебный день на Высших Курсах Повышения Квалификации Руководителей по маркетингу и продажам автобизнеса.

Перед слушателями курсов выступили — Генеральный Менеджер компании  IRS Group Ivan Lubarsky, Менеджер проекта компании Aegis media GMG Артем Сокол, директор департамента стратегического маркетинга и развития бизнеса корпорации "Богдан" Михаил Сокол, президент УАМ — преподаватель КНЭУ Ирина Лылык. На фото — снимок на память слушателей Высших Курсов УАМ и преподавателей 21 апреля 2012 года.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.