Из всex вeщeй, кoтoрыe мoгут вывeсти вaш двигaтeль из строя, поломка подшипника – одна из самых коварных.
Люди, не желающие ремонтировать автомобиль, стараются игнорировать проблемы с подшипником, используя более густое масло и следя за его давлением вместо того, чтобы просто заменять их при необходимости. Но износ подшипника может иметь широкие последствия не только для самого двигателя, но и для всего, что к двигателю присоединено.
Содержание:
- Серебристая стружка в масле
- Медная стружка в масле
- Падение давления масла
- Шум в двигателе
- Изношенные ремни и шум в коробке передач
Серебристая стружка в масле
Некоторое количество серебристого металлического блеска в масле и на щупе (а в действительности алюминиевой пыли) – это результат естественного износа подшипника. Но эта пыль должна быть действительно пылью, достаточно тонкой, чтобы вы не смогли отделить ни единой частички металла.
Но когда подшипник изнашивается из-за перегрева или работы без масла, его алюминиевое наружное кольцо стачивается в виде мелкой стружки или ленточек. И если во время смены масла вы обнаруживаете в нем или на щупе стружку или ленточки, то ваш подшипник или уже вышел из строя, или это произойдет в ближайшее время. Хороший механик каждый раз при смене масла срежет верхнюю часть масляного фильтра, чтобы как можно раньше увидеть признаки образования алюминиевой пыли или стружки.
Медная стружка в масле
Во многих подшипниках используются три слоя: мягкий алюминиевый внешний слой, слой меди в середине и стальная опорная поверхность. В подобных подшипниках используется медь, так как она мягче, но при этом имеет меньший коэффициент трения по сравнению с алюминием, что дает владельцу последний рубеж обороны перед тем, как подшипник сносится до стального основания и развалится на части.
Медный слой обычно срабатывается за одну-две тысячи миль пробега, что позволяет вам обнаружить надвигающуюся поломку подшипника до того, как она убьет ваш двигатель. Как только подшипник срабатывается до медного слоя, он выбрасывает красный флаг в виде появляющейся в масле медной пыли. Если вы видите медный блеск на вашем щупе, на внутренней стороне крышки клапанного механизма или в масле, то подшипник у вас на грани поломки.
Падение давления масла
Ваш масляный насос перекачивает определенный объем масла, скажем, 75 литров в минуту. Если у вас в двигателе 20 небольших течей масла, то есть течи в гидрокомпенсаторах, коромыслах и в зазорах между подшипниками в двигателе. И через каждую вытекает по галлону в минуту, то вы получите нулевое давление масла, потому что оно будет вытекать из смазочных канавок с той же скоростью, что и подаваться в них.
Следовательно, увеличенные зазоры между подшипниками в результате их износа – это причина падения давления масла, особенно на низких оборотах, когда насос вращается медленнее всего. Хотя причиной падения давления масла на низких оборотах могут быть разные вещи, это также один из признаков сильного износа подшипников в двигателе.
Шум в двигателе
Большинство новичков знают о стуке в двигателе, если не слышали его сами. Стук в двигателе – это постоянный стук, линейно увеличивающийся с оборотами двигателя. Он появляется при увеличенных зазорах вследствие износа подшипников, при которых большая нижняя головка шатуна ударяется о коленчатый вал в верхней и нижней точках хода поршня. Такой стук указывает на износ подшипников. Но есть другой вид шума в двигателе, указывающий на износ нижних подшипников, который появляется в клапанном механизме и толкателях.
У многих двигателей есть «приоритетная» система смазки, то есть масло под давлением сначала поступает к коленчатому валу и шатунам, а потом уже ко всему остальному. Течи в вале и шатунах могут уменьшить давление, необходимое для смазки клапанного механизма, что приведет к появлению вроде бы и безобидного стука толкателей, который в действительности указывает на износ подшипников коленчатого вала или шатунов.
Изношенные ремни и шум в коробке передач
Вот интересный симптом, который средний механик обычно упускает из вида. У ваших подшипников два вида рабочей поверхности: обычная для коленчатого вала и «упорная» в блоке двигателя, которая предотвращает продольное перемещение коробки передач. Рабочая поверхность упорного подшипника, располагающаяся в блоке двигателя вертикально, может изнашиваться так же, как и поверхность обычного подшипника.
Если на шатунной шейке есть достаточно места, то при изношенных упорных подшипниках коленчатый вал начнет перемещаться вперед и назад настолько, что начнут истираться кромки ремней, или вал переместится назад и заклинит преобразователь крутящего момента в коробке передач. В последнем случае в коробке передач появится шум и даже может произойти заклинивание. Металлическая стружка, появившаяся в результате трения преобразователя о масляный насос, может забить фильтр, что приведет к падению давления масла и проскальзыванию сцепления в коробке, а также к поломке масляного насоса.